TGV
Французский скоростной поезд TGV установил новый мировой рекорд скорости, разогнавшись до отметки в 574,8 километра в час. Для сравнения скорость самолета - больше всего в полтора раза.
Испытания начались в 200 километрах к востоку от Парижа на новой специально подготовленном участке скоростной трассы час назад и транслировались в прямом эфире телеканала «Франс-2» (France-2). Состав длиною в 106 метров и мощностью в 25 тыс. лошадиных сил пронесся из Парижа в Страсбург. Линию сооружали в течение 5-ти лет. Это один из крупнейших железнодорожных проектов в Европе, на котором были заняты 10 тысяч человек, а на прокладку пути потратили 78 тысяч тонн стали, что соответствует 8-ми Эйфелевым башням. Официально отрезок откроют в июне.
Как передают иностранные СМИ, поезд V150 (поскольку поезд движется со скоростью, превышающей 150 метров в секунду, преодолевая таким образом полтора футбольных поля за промежуток времени, за который человек успевает моргнуть) из трех двухэтажных хромированных вагонов черно-серебристого цвета побил свой же предыдущий рекорд, установленный 17 лет назад: тогда другой TGV развил скорость 515,3 километра в час. Сегодня французам чуть-чуть не хватило скорости, чтобы обогнать японский поезд на магнитной подушке, рекорд которого составляет 581 километр в час. По данным трех участников проекта – Французских железных дорог (SNCF), компании Alstom, которая производит TGV, а также Железнодорожной сети Франции – новый скоростной рекорд обошелся в 30 миллионов евро.
V150 имеет более крупные колеса нежели стандартный TGV (диаметр колес увеличили во избежание перегрева двигателей), и в нем установлены дополнительные моторы. На самой линии при прохождении этого чуда-техники были увеличено электрическое напряжение (с 25 тысяч до 31 тысячи вольт), укреплены цепная линия и гравиевые покрытия. С воздуха поезд снимал самолет - потому что нет таких быстрых вертолетов.
В 13:01 минуту по парижскому времени V150 выехал из городка Прени. Разумеется, это уже не первое испытание, в неофициальных скоростных забегах поезд уже показал, на что способен. Однако сегодня за ним следила вся Франция. 15-минутный пробег транслировался в прямом эфире на главных телеканалах. Вдоль пути следования поезда собрались тысячи французов, вышедшие с бутылками шампанского отпраздновать новый национальный рекорд.
На борту V150 находились президент железнодорожной компании SNCF, глава железных дорог Франции, руководитель компании Alstom и многочисленные журналисты.
Своими впечатлениями поделилась корреспондент радиостанции «Франс Инфо» Бенедикт Тассар:
«Глава Alstom, ехавший вместе с нами, был в весьма приподнятом настроении. Он заключил пари со своими сотрудниками, что мы дойдем до отметки 577,9 километра в час. К сожалению, свое пари он проиграл. Внутри поезд очень комфортабельный, сиденья в нем такие же, как в обычном ТЖВ. Но здесь нас сразу же попросили сесть, сказав что ощущения будут, как при взлете аэробуса. И действительно уже через минуту после отправки мы достигли скорости в 125 километров в час. И каждую секунду скорость стремительно росла. Когда мы дошли до 450 километров в час, мы увидели, как искры летят по проводам. Я постоянно переводила глаза со счетчика скорости на пролетающие мимо окрестности. Но на скорости более 500 километров час уже с трудом можно разобрать фигуры людей, собравшихся вдоль дороги, а шпал вообще не видно. Слегка закладывает уши, а стоя находиться непросто, я, правда, стояла всю дорогу, следя за машинистом. Наконец под аплодисменты всего вагона мы дошли до отметки 574,8 километра в час».
«574 – это, конечно, быстро, цифра красивая, что и говорить, добрались мы сюда быстро. Я очень доволен и это огромный успех»,- заявил машинист поезда Эрик Пикзак. Эрик – счастливчик. Машинист, который управлял самым быстрым в мире поездом, теперь продолжит карьеру именно на этой магистрали, где рельсы ржавые, потому что новые.
Свой сегодняшний план французские инженеры с лихвой перевыполнили - вместо запланированного рекорда в 540 километров в час поезд разогнали еще быстрей. Результат - 574,8 километра в час. Это, конечно, не значит, что в ближайшем будущем пассажиров будут возить так быстро. Но, в первую очередь, это демонстрация возможностей. И еще возможность представить, как будут выглядеть железные дороги будущего.
Таким образом, TGV стал самым быстрым в мире поездом, работающим с помощью аэродинамической подъемной силы. Ему не удалось обогнать лишь японский поезд Maglev, рекорд которого составляет 581,2 км/час и который относится к другой категории скоростных поездов - следующих на магнитной подвеске.
Для сравнения, немецкий скоростной поезд ICE двигается с максимальной скоростью 430 км/час, а японский Shinkansen разгоняется на рельсах лишь до 400 км.
«Сегодня для нас очень важно продемонстрировать, что технология TGV, придуманная SNCF 30 лет назад - это технология будущего», - сказал гендиректор «Железных дорог Франции» Гийом Пепи. Он подчеркнул, что ожидает притока заказчиков из разных стран мира. Поезда ТЖВ уже продается в Южной Корее, возможно, в ближайшее время будут достигнуты коммерческие соглашения с Аргентиной и США.
Это вторая попытка французов побить собственный рекорд скорости для поездов. На днях TGV достиг отметки 568 километров в час, но официально результат зафиксирован не был.
Цель рекорда - привлечение интереса иностранных покупателей и развитие стратегии экспорта французского поезда, а также установление преимущества перед главными конкурентами - японским Shinkansen и немецким ICE.
Впервые подобную скорость развил экспресс, составленный из двухэтажных вагонов. По крайней мере один из них оборудован как лаборатория, цель которой не просто зафиксировать рекорд, но и выработать конкретные рекомендации для повышения комфортности и безопасности железнодорожных перевозок будущего. Франция таким образом сделала серьезную заявку на участие в одном из самых дорогих международных рынков – сверхскоростных железнодорожных перевозок. Главный потенциальный клиент – Китай, а также американский штат Калифорния.
О том, как выглядит железнодорожный экспресс, установивший рекорд скорости, рассказал главный редактор журнала «РЖД-Партнер» Александр Ретюнин. Он находится во Франции и сегодня был очевидцем испытаний этого состава.
РЕТЮНИН:
«Те, кто видел высокоскоростные поезда, вряд ли удивятся. Единственное, конечно, изумляет, что двухэтажные пассажирские вагоны стоят в середине, кабина белого хромированного цвета, сам кузов покрашен в комбинированные цвета – черный и лазурно-белый. Люди, которые выходили из поезда, были в крайне восхищенном состоянии, потому что скорость была огромная и чувства были непередаваемые».
«Скорость 575 километров в час – это способ производителей показать товар лицом. Эксплуатационная скорость будет ниже», – рассказывает журналист издания «РЖД-Партнер» Алексей Лебедев. Однако Франция – действительно рекордсмен по использованию скоростных поездов. Там есть не только пассажирские, он и грузовые TGV.
ЛЕБЕДЕВ:
«Франция стала первой страной в Европе, которая в промышленных объемах стала использовать высокоскоростные поезда. В сентябре 2006-го года исполнилось 25 лет запуску поезда TGV. Сейчас у них уже третье поколение этих TGV запускается в производство. Естественно, у них эксплуатационная скорость будет где-то 350 километров в час».
В России картина гораздо менее радужная. Только к 2009-му году планируется завершить реконструкцию главного хода Октябрьской железной дороги в Петербурге. Это позволит поездам, курсирующим между двумя столицами, развивать скорость до 250-ти километров в час. На ветке будут использоваться составы Siemens (Velaro RUS), первый из которых уже проходит испытание на специальном полигоне в районе станции «Тихорецкая» в Краснодарском крае.
ЛЕБЕДЕВ:
«В России все гораздо хуже. У нас есть на сегодняшний день одна реально существующая линия, по которой поезда могут ходить со скоростью 200 километров в час. Это «Москва–Санкт-Петербург». Практически нет скоростного подвижного состава. Есть устаревшие поезда, которым по 30 лет – ЭР-200. И на локомотивной тяге – поезд «Невский Экспресс» ЧС-200».
Новый поезд TGV, созданный специально для испытаний скорости, содержит элементы поезда четвертого поколения, который будет называться AGV (Automotrice a Grande Vitesse - высокоскоростной моторный вагон) и появиться в 2009 году. AGV должен быть намного комфортабельнее своего предшественника и сможет перевозить 900 пассажиров, следуя со средней скоростью 350 км/час.